За последние восемь лет я написал около двух с половиной тысяч самостоятельных текстов для своих соцсетей. Тексты эти, по словам довольно многих людей, неплохие – охваты в полмиллиона человек для некоторых из них это подтверждают. Кроме текстов для соцсетей, четыре года назад я выпустил довольно удачную, по словам многих читавших, книгу (для тех, кто не читал, называется она «Oceanman» и есть в интернете и электронных читалках), пишет Юрист, "пловец, выпускник University of Cambridge" Yerzhan Yessimkhanov
"Все это дает мне некоторые основания полагать, что тексты я писать умею. И поэтому сегодня – несколько рекомендаций для тех, кто садится за текст и хочет, чтобы читать его было интересно.
Первое. Начинайте с сути. Нет хуже способа начать текст чем «у меня появилось время заглянуть в соцсети, поэтому вот вам текст о зеленых слонах». Такое вступление сообщает не о том, о чем вы хотели рассказать – о зеленых слонах – а о том, что у вас появилось время, а этот факт, как вы понимаете, мало кого волнует сам по себе. Убирайте все лишнее. Начинайте сразу с зеленых слонов. Нам очень интересны зеленые слоны.
Второе. Структурируйте. У вашего текста должно быть начало, середина и конец. Должна быть проблема и ее развитие. Должны быть предложения, абзацы и запятые. Тогда читать его легко, приятно, и сразу понятно, к чему вы ведете – а читатель любит, когда понятно. Редко, очень редко просто вылитая на текст простыня из слов может быть гениальной, но для этого нужно быть Джеймсом Джойсом. И даже сам Джойс в наше время писал бы по-другому.
Третье. Добавьте фактуры. Добавьте имен, фактов, примеров из жизни и эмоций. Текст должен быть земным, телесным, если хотите, он должен пахнуть и чувствоваться под пальцами. Нет ничего хуже общих беспредметных рассуждений. Они безжизненные, точнее – мертворожденные. Только конкретика. Только жизнь.
Четвертое. Придерживайтесь правила «одна тема – один текст». Не пытайтесь объять необъятное. Одной темы более чем достаточно, если ее действительно раскрывать и действительно в нее погрузиться. Если это отношения – то отношения. Если разведение бобров в Северной Румынии – то пусть бобры. Но если это будут и бобры, и отношения, и еще про дороги в Алматы, то вам ни об одной из этих тем не удастся рассказать хорошо. Остановитесь на бобрах, про них пишут незаслуженно мало. Пятое. Подходите к теме с неожиданной стороны. Будьте как те постмодернисты, которые в какой-то момент додумались до того, чтобы повесить на стену в музее не картину, а рамку от нее, задав простой вопрос – почему рамка не может считаться произведением искусства? Если хотите кого-то убедить в том, во что верите – начните с категорического отрицания этого. Раскройте тему через человека, через вещь, через мир, в котором она обитает, через собаку, которая пробегает мимо (много примеров из мира животных, но я люблю животных). Пусть это будет взгляд собаки и взгляд ребенка. Подход к тексту – самый большой простор для фантазии.
Шестое. Не бойтесь лонгридов. Лонгрид в мире, где мало кто может добавить больше двух осмысленных строк под видео – ваше конкурентное преимущество. Разработчики соцсетей думают, что людям здесь не нужны лонгриды, и старательно загоняют нас в короткий текст и видео, и именно поэтому не нужно этим трендам следовать. Главное условие победы на конкурентном рынке – не делать то же, что и все. А соцсети – очень конкурентный рынок.
Седьмое. Не используйте приложения. Вопреки распространенному заблуждению, нейросети пока не умеют хорошо писать, и вряд ли скоро научатся. Их тексты безлики, беспредметны, лишены фактуры, и все это сразу ощущается, особенно когда читатель искушенный. В них нет поразительно важной штуки – авторского стиля. Лучше плохо, но самому, потому что только так в итоге получится хорошо и самому.И восьмое, последнее. Завершайте красиво. Оставляйте простор для фантазии. Делайте двухходовки. Пишите завершения, которые ломают весь строй и логику предыдущего текста. Подвешивайте тему на крючок, как делают сценаристы популярных сериалов. Оставляйте послевкусие, вот что важно.И уже без счета – пишите, друзья. Пишите. Ваш сотый текст будет лучше, чем первый. А тысячный – лучше, чем сотый. Никакого другого формата, кроме текста, для выражения мыслей пока не придумали, и вряд ли придумают в скором будущем. С текста начинается все, поэтому умение писать важно так же, как умение ходить. Развивайте его. И будет вам счастье.